Авторы:
Расположение: 3 этаж, напротив 315 к.
Передано ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА), основанным в 1971 году и являющимся ведущим высшим учебным заведением России по подготовке авиационных специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации. Первый набор студентов на 1 курс дневного отделения (абитуриенты только мужского пола) был объявлен в начале июля 1971 года для приобретения ими за 5 лет и 6 месяцев учебы следующих специальностей: эксплуатация самолетов и авиадвигателей, техническая эксплуатация авиационного радиооборудования, техническая эксплуатация авиационных приборов и электрооборудования самолетов. С 1 сентября 1971 года на 1 курс дневного отделения были зачислены 77 слушателей подготовительного отделения и 143 абитуриента, сдавших конкурсные вступительные экзамены.
В институте в первый год его становления обучалось 2503 студента, из них 220 студентов дневного отделения и 2283 — заочного. Работало 77 штатных преподавателей, из них — 7 докторов и 34 кандидата наук.
В июне 1972 года создается самостоятельный заочный факультет, а заочные механический и электрорадиотехнический факультеты преобразуются в дневные факультеты.
Важным событием для становления и развития института в последующие годы стало заседание Коллегии МГА СССР 10 февраля 1972 г., которая, заслушав доклад ректора МИИГА о состоянии и перспективах развития института, приняла решение оказать всемерную поддержку МИИГА в создании современной учебно-лабораторной базы и быстрейшем его становлении. Для учебных целей институту стали выделяться самолеты, вертолеты и необходимое оборудование, средства на строительство нового учебного здания рядом с институтом и жилого дома для преподавателей и сотрудников. На основании решений Коллегии Совет института рассмотрел перспективную структуру МИИГА, утвердил план развития научно-исследовательской работы и создания научно-экспериментальной базы. Было принято решение об открытии аспирантуры.
В соответствии с заданием Министерства ГА в институте началась переподготовка руководящих кадров отрасли. С 15 февраля 1972 г. приказом министра в состав МИИГА были включены курсы по повышению квалификации командно-руководящего состава гражданской авиации.
В августе 1972 г. был произведен набор студентов еще по двум вновь открытым специальностям дневного обучения: электронно-вычислительные машины; автоматизированные системы управления.
С 1 сентября 1974 г. в институте началась подготовка инженеров-экономистов по специальности «Организация и планирование производства в ГА», а через год был организован третий дневной факультет — факультет автоматики и вычислительной техники. В феврале 1977 г. институт сделал первый выпуск авиаинженеров дневной формы обучения на механическом и электрорадиотехническом факультетах, а в июне защитили дипломные проекты первые выпускники факультета автоматики и вычислительной техники. Каждый третий дипломный проект был выполнен по заявке авиапредприятий. Всего дневное отделение окончили 246 студентов, из них 106 получили дипломы с отличием. Заочный факультет окончили в том году 292 человека и 96 из них также получили дипломы с отличием.
К концу 70-х годов на Курсах повышения квалификации руководящего состава ГА прошли обучение две группы начальников территориальных управлений ГА и их первых заместителей, одна группа директоров заводов ГА, несколько групп работников центрального аппарата МГА. В июне 1981 г. МИИГА отметил свое десятилетие. К этому времени институт имел 4 факультета и 27 кафедр. В его стенах работало 285 преподавателей, среди которых 26 докторов и 170 кандидатов наук, обучалось 4400 студентов, из них около 2000 — на дневном отделении.
За десять лет своей деятельности институт выпустил 3890 инженеров, 80 человек окончили аспирантуру, 22 преподавателя стали кандидатами наук, 4 преподавателя защитили докторские диссертации. 14 преподавателям было присвоено ученое звание профессора и 50 преподавателям — доцента.
Активному развитию института способствовала помощь МГА и предприятий отрасли в оснащении его учебной базы новыми типами самолетов (Ту-154М, Ил-62М, Ил-86 и т. д.), авиационным и радиоэлектронным оборудованием, вычислительной техникой и техническими средствами обучения.
В июле 1986 года был создан факультет по переподготовке руководящих кадров для работы в представительствах Аэрофлота за рубежом. В состав факультета вошли: кафедра международных воздушных сообщений, кафедра языковой подготовки загранкадров, курсы повышения квалификации для внешнеэкономической деятельности, отраслевая научно-исследовательская лаборатория. На рубеже 80-х-90-х важнейшей задачей института стал переход на многоуровневую подготовку специалистов. Была разработана образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавров по направлению «Эксплуатация авиационной и космической техники», утвержден перечень программ подготовки магистров.
В 1993 году произведен первый набор студентов на специальность «Прикладная математика». Под руководством ведущих ученых института выполнено немало фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых нашли отражение во многих учебниках, монографиях и научных статьях.
В июле 1993 года приказом Председателя Госкомитета по высшему образованию Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) переименован в Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА). Продолжали открываться новые специальности. В 1996 г. открыта подготовка инженеров по специальности «Безопасность технологических процессов и производств». С 2002 г. начата подготовка по специальности «Связи с общественностью». Создан новый факультет менеджмента и общественных коммуникаций.
Сегодня МГТУ ГА является ведущим высшим учебным заведением России по подготовке авиационных специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации. В его структуре 5 факультетов, 9 отраслевых научно-исследовательских лабораторий, Центр переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ. Университет имеет два филиала в Иркутске и Ростове-на-Дону, а также 4 авиационных технических колледжей в городах Егорьевске, Кирсанове, Рыльске и Троицке. Всего в университете и его филиалах работают свыше 680 профессоров, доцентов и преподавателей, из которых 330 человек, в том числе 56 доктора и 170 кандидата наук, ведут подготовку по программам высшего профессионального образования. Обучение курсантов по программам среднего профессионального образования проводят 350 преподавателей.
Большую роль в качестве подготовки специалистов играет реальная авиационная техника, которой оснащен Учебный авиационный центр Университета со своим парком воздушных судов. Там же находится действующее авиационное и радиоэлектронное оборудование. Аналогичные учебные центры имеются во всех филиалах МГТУ ГА. Парк воздушных судов насчитывает более 60 единиц. Существенным достижением Университета явилось приобретение и введение в эксплуатацию для учебного процесса:
7 инженерных тренажеров, позволяющих моделировать процесс эксплуатации различных воздушных судов;
2 тренажера Faroche, состоящих из кабин Airbus A320, кабин Boeing 737 и процедурных тренажеров;
тренажер по светосигнальному оборудованию для аэропортов ГА;
2 комплексных системных тренажера «СИНТЕЗ — ТЦ», предназначенные для обучения диспетчерского персонала аэродромных и региональных систем УВД.
МГТУ ГА зарегистрирован в системе ICAO. Данный факт подтверждает, что наши образовательные программы полностью ориентированы на потребности гражданской авиации и соответствуют требованиям ICAO, предъявляемым к учебным заведениям. 27 августа 2013 года МГТУ ГА и Airbus S.A.S (Тулуза) — одна из крупнейших авиастроительных компаний мира, в Жуковском, в ходе первого дня работы Международного авиационно-космического салона МАКС-2013 объявили о подписании соглашения о сотрудничестве. Сотрудничество будет направлено на практическую и теоретическую подготовку специалистов для воздушных судов Airbus.
Для участия в этом проекте специалисты Airbus совместно с представителями МГТУ ГА составили уникальную лекционную программу для студентов 4-х и 5-х курсов. Она охватывает разнообразные технические аспекты, в том числе особенности эксплуатации самолетов Airbus, безопасность полетов, система и организация технической и эксплуатационной документации на самолетах Airbus, электронные решения Airbus для технического обслуживания и ремонта самолетов (ТОиР). Кроме того, программа курса также будет включать в себя практическую отработку полученных знаний на процедурных тренажерах MFTD A320.