О музее

Музей Министерства транспорта Российской Федерации был открыт  в 2016 году. Основная экспозиция расположена на третьем этаже административного здания Минтранса России (ул. Рождественка, д. 1, стр. 1).

В музее собраны уникальные образцы форменных мундиров, знаков различия и отличия, других предметов форменной одежды, показывающие сложный процесс развития форменного костюма чиновников транспортного ведомства  в ХIХ – ХХ веках. Значительная часть музейной экспозиции отведена ведомственным наградам транспортного комплекса с 1934 года до настоящего времени, включая действующие ведомственные награды Министерства транспорта Российской Федерации. Особое место занимают государственные награды СССР, РСФСР и Российской Федерации, которых удостаивались работники транспорта.  Опубликованы списки имен работников отрасли, которым присвоены звания  – Герой Советского Союза, Герой Социалистического труда, Герой Российской Федерации, Герой труда Российской Федерации.

В экспозиции музея представлены монеты Банка России, марки и конверты, выпущенные в преддверии знаменательных событий в жизни транспорта.

На сайте представлена картинная галерея, размещенная в здании Минтранса России. Существенная часть экспонатов которой была передана Министерству транспорта Российской Федерации высшими учебными заведениями транспортного комплекса.

К истории ведомственных наград Минтранса России

Награда – это не только знак внимания государства и общества, проявленный к гражданину, но и мощный моральный стимул. Награды обязывают соблюдать высокую нравственность, быть верным долгу, чести, сохранять высокий патриотизм. История наград России, в том числе и ведомственных, уходит своими корнями в далекое прошлое. Первым транспортным наградам сегодня уже более 100 лет (Медаль в ознаменование строительства Варшавско-Венской железной дороги – 1845 г., нагрудный знак «За 25 лет службы на Николаевской железной дороге» - 1901 г. и др ). За это столетие наша страна претерпела немало переломных моментов, но традиция награждать лучших работников отрасли специальными знаками отличия сохранилась. Учитывая интенсивное развитие транспорта в XIX веке – выпускалось большое количеств медалей и знаков, связанных с памятными датами на транспорте.

Первой отраслевой транспортной наградой, призванной стимулировать работников транспорта, стал значок «Почетному железнодорожнику», учрежденный постановлением Центрального исполнительного комитета Совета народных комиссаров в 1933 году. К награде представлялись железнодорожники, предотвратившие крушение поездов, серьезные повреждения транспортных сооружений, подвижного состава,  также работники транспорта за образцовое проведение особо ударных вахт и выполнение производственных заданий и др. Награждение проводилось народным комиссаром путей сообщения, а в дальнейшем министром путей сообщения СССР. Значок «Почетному железнодорожнику» № 1 был вручен поездному диспетчеру Северо-Кавказкой железной дороги Семену Кутафину «за разработку новой системы прицепления и отцепления вагонов, организацию труда кондукторов и дежурных по станции и другие новшества, внедренные всеми железными дорогами».

В 1922-1923 гг. в нашей стране начала интенсивно развиваться гражданская авиация: повсеместно развертывалась сеть аэроклубов, в которых тысячи молодых людей осваивали профессию пилота, становились планеристами и парашютистами. В эти годы открываются и первые пассажирские авиалинии. В 1935 году для летного состава гражданского воздушного флота учреждается нагрудный знак «За налет», этим знаком награждался летно-технический состав ГВФ, налетавший соответственно 300 тыс.км., 500 тыс. км., 800 тыс.км., 1 млн.км. Сохранились документы, свидетельствующие, что в числе первых в гражданской авиации за значительный налет километров был поощрен пилот аэрогеодезии Константин Арцеулов – легендарная личность, внук художника Ивана Айвазовского. Арцеулов стоял у истоков развития отечественной авиации: испытывал самолеты и планеры, участвовал в конструировании малой авиации. Однако, первым летчиком,  налетавшим 300 тыс. км., был Э.Шварц. В 1963 году были выпущены знаки «За налет 2 млн.км» и  «За налет 3 млн.км. 300 тыс.км.». Эти уникальные знаки вручены нашим прославленным космонавтам В.Терешковой и В. Быковскому. Следующей наградой  для летчиков стал учрежденный постановлением ВЦИК в 1937 году нагрудный знак «Отличник Аэрофлота», которым награждался личный состав гражданского воздушного флота, отличившийся в выполнении задач, поставленных руководством страны перед отраслью.

Середина 30-х годов ознаменовалась строительством Московской водной системы, которая позволяла соединить Москву с пятью морями: Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Черным. За добросовестный труд на строительстве Московской водной системы лучшим работникам приказом по Народному комиссариату внутренних дел вручались специальные нагрудные знаки «Ударник Московской водной системы» и «Строителю канала Москва-Волга». Эти знаки были учреждены на основании соответствующих постановлений ЦИК и Совнаркома СССР. Ими награждались сотрудники, обслуживавшие эту важнейшую для страны водную транспортную магистраль и добивавшиеся при этом высоких производственных показателей.

Для работников дорожного хозяйства в 1938 году постановлением Совета народных комиссаров учреждается значок «Почетный дорожник». Значок вручался за образцовую работу и экономические достижения в дорожном хозяйстве, изобретательную деятельность, особые заслуги научно-исследовательского характера в дорожном хозяйстве и эксплуатации дорог. Значок являлся отраслевой наградой Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР, с 1970 г. он стал отраслевой наградой Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.

Еще до Октябрьского переворота встал вопрос об освоении Северного морского пути, но особого интереса к арктическим морям в правительственных кругах тогда не было. Лишь в декабре 1932 г. при Совнаркоме СССР было сформировано Главное управление Северного морского пути, перед которым стояла задача «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность  плавания по этому пути». Для награждения наиболее отличившихся работников Главсевморпути в 1938 г. СНК СССР поручил Главному управлению северного морского пути учредить значок «Почетному полярнику». Согласно положению о значке им награждались лица, внесшие значительный вклад в дело освоения Арктики. В числе первых, удостоенных этой награды, были 15 членов экипажа ледокольного парохода «Г.Седов», находившегося в дрейфе в Северном Ледовитом океане  на протяжении 812 дней (с января 1937 по январь 1940).

В навигацию 1921 г. на международные морские пути впервые вышли торговые суда под красным флагом, началось возрождение советского морского торгового флота, руководство которым осуществлял Народный комиссариат морского флота. 8 мая 1939 г. Совет народного комиссариата учредил нагрудный знак «Почетному работнику морского флота». Одновременно с этим своя отраслевая награда появляется у геодезистов и картографов – нагрудный значок «Отличнику геодезии и картографии», который был учрежден в ознаменование 20-летия образования государственной геодезической службы страны. В период возрождения народного хозяйства страны на всех предприятиях народного хозяйства широко развернулось социалистическое соревнование, направленное на повышение производительности труда. В народе это получило наименование «ударничество», а передовики производства стали называться ударниками, отличниками. Это дало толчок для появления новых нагрудных знаков, таких как «Ударник сталинского призыва», «Отличный паровозник», «Отличный путеец», «Отличник социалистического соревнования Наркомата речного флота» и др.

В 1949 г. для поощрения лучших работников автомобильного транспорта учреждается нагрудный значок «Отличник Министерства автомобильного транспорта РСФСР», а в 1970 г. -  нагрудный значок «Почетный автотранспортник».

С распадом Советского союза в 90-е годы были упразднены отраслевые транспортные Министерства, создается Министерства транспорта РСФСР,  которое объединяет под своим началом дорожное хозяйство, автомобильный, речной, морской, промышленный транспорт, метрополитен и гражданскую авиацию. Первым же нормативным документом, касающимся ведомственных наград стал приказ Минтранса России от 12 января 1993 г.  № 1. Приказом утверждается новая редакция отраслевых нагрудных значков, знак «Отличник Аэрофлота» переименовывается в нагрудный значок «Отличник воздушного транспорта». Для работников транспортно-дорожного комплекса учреждается новый единый нагрудный знак «почетный работник транспорта России». Этот знак стал первым из ведомственных наград периода становления нового государства, согласованный с Государственной архивной службой России. Согласно положению нагрудный знак «Почетный работник транспорта России» являлся высшей наградой транспортно-дорожного комплекса. Этот знак и сейчас является одним из самых популярных и ценных среди транспортных наград Министерства.

Начиная с 1993 г. ведомственная наградная система пополняется новыми наградами: отраслевыми знаками «Почетный работник промышленного транспорта», «Почетный работник  горэлектротранспорта», «Почетный работник Российской транспортной инспекции». В 1995 году учреждается Почетная грамота Министерства транспорта Российской Федерации, а в 2001 – Благодарность Министра транспорта Российской Федерации.

Традиция наград транспортного комплекса получила свое второе рождение с момента реорганизации системы управления отраслью и создания единого Министерства транспорта Российской Федерации. Приказом Минтранса России  от 18 октября 2005 г. № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 20 июня 2007 г. и 23 сентября 2013 г.)» была упорядочена система ведомственных наград, учреждены список и положение о ведомственных наградах. Создаются новые награды: знак отличия «За труд и пользу» -  высшая награда, медаль «За заслуги в развитии транспортного комплекса», медаль Павла Мельникова, нагрудный знак «Почетный работник госнадзора на транспорте», учреждается Почетный диплом Минтранса России для награждения коллективов.

В 2007 и 2013 гг. в приказ о ведомственных наградах были внесении изменения, перечень наград расширился, учреждены: медаль Августина Бетанкура, степенная медаль «За безупречный труд и отличие», медаль «За строительство транспортных объектов» и медаль Петра Губонина.

В 2014 году учрежден знак «За отличие в учебе» для выпускников транспортных вузов, которые не только закончили учебное заведение на отлично, но и проявили себя в научной работе, общественной жизни и спорте.

Существующая ведомственная наградная система, созданная на основе фалеристической традиции транспортного комплекса,  охватывает практически все направления деятельности Министерства транспорта Российской Федерации. Она направлена на повышение престижа и привлекательности профессий людей, работающих в транспортном ведомстве.

Ведомственная награда является символом того, что человек посвятил свою трудовую жизнь российскому транспорту, внес своей многолетней добросовестной работой большой вклад в развитие и совершенствование транспортной отрасли страны. С момента становления ведомственной наградной системы Минтранса России в 1993 году ведомственными наградами отмечены свыше 100 тысяч человек.

Экспозиция форменной одежды

В транспортном комплексе России традиционно существует форменная одежда, знаки различия должностных лиц органов власти в области транспорта, работников организаций воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, метрополитенов.

Форменная одежда для работников транспорта берет свое начало в 1809 г., когда правительством было учрежден Институт Путей и Сообщений, где готовили инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения. Данное учебное заведение было отчасти военизировано, поэтому все выпускники и кадеты должны были ходить в форме. Первая форма ничем не отличалась от одежды военных того времени. Небольшие изменения произошли в 1830 г., когда ввели выпушку для мундиров зеленого цвета, а гладкие пуговицы заменили пуговицы с рисунком (крестообразно расположенные якорь и топор). Генеральские же мундиры имели пуговицы с изображением двуглавого орла - герба Российской Империи. Такая форма для инженеров сохранялась вплоть до реформы 1867 г., когда инженеров путей и сообщений перестали приравнивать к военным инженерам. В этом же году было упразднено их специальное обмундирование.

Первая самостоятельная отраслевая форма (по виду транспорта) появилась у железнодорожников. Первой железнодорожной формой для обслуживающего персонала на линии Петербург-Москва стали мундиры, привезенные из-за границы. При этом остальные ходили в военных мундирах без опознавательных знаков. В 1855 г. специально для нижних чинов железнодорожного транспорта вводятся серебряные галуны, которые нашиваются на форму согласно выслуге лет. Огромные изменения в структуре железнодорожного транспорта начинаются в 1871 г. Во-первых, вводится собственная эмблема для Главного общества российских железных дорог (колесо с двумя распростертыми крыльями). Во-вторых, чуть позже (1878 г.) вводится единая форма для всех железных дорог Российской Империи. Всего было четыре вида формы, различавшихся по цвету, для каждого подразделения Министерства путей сообщений свой цвет. После революции 1917 г., служащие железнодорожного транспорта остались без фирменных эмблем и вплоть до 1926 г. носили старую форму, лишь тогда началась реорганизация железнодорожного персонала. Впервые регламентированное применение знаков различия установлено приказом НКПС (тогда объединял все виды транспорта) в 1925 г., причем различие между морским и речным флотом обуславливалось цветом суконных подложек между галунами на нарукавных знаках: для плавсостава морского флота галуны нашивались на клапан цвета обмундирования, а для речного флота устанавливался голубой цвет подложки между галунами.

В 1939 г. из Наркомата путей сообщения выделяются два самостоятельных Наркомата – (морского (НКМФ) и речного (НКРФ) флота), форма одежды и знаки различия остаются общими. В 1947 г. для работников речного флота вводятся погоны, носимые совместно с нарукавными знаками различия. В это же время появляется эмблема речного флота - штурвал, наложенный на адмиралтейский якорь. Только в 60-е годы появляется различие в форме нарукавных знаков моряков и речников.

Зарождение автомобильного и авиационного транспорта относится к началу XX в. В России автомобильный и авиационный транспорт развивались как военные. Эмблемой военных автомобилистов были установлены окрыленные рулевая колонка и колеса, а для авиации - пропеллер с крыльями.

С античных времен крыло (крылья, крылышки) - эмблема быстроты, скорости. Отсюда использование крыльев как олицетворения скорости во всех эмблемах, относящихся к транспорту.

Форменная одежда у гражданской авиации появляется в 1929 г., в 1935 г. появляются знаки различия в виде галунных нарукавных нашивок. Эта же система галунных нашивок используется в гражданской авиации до сих пор. Гражданская авиация позаимствовала у моряков венок из лавровых листьев для эмблемы головных уборов, как их принадлежность к океану воздушному.

Небольшая история развития знаков различия автомобильного транспорта в 1970-80-х гг. также выявляет систему нарукавных галунных нашивок.

Символика метрополитена, обусловлена прежде всего, тем, что метро длительное время находилось в составе МПС. Поэтому традиционные для железнодорожников символика и знаки различия были распространены на метрополитен. Однако и для железнодорожного транспорта периода 1960-90-х гг. было характерно использование галунных нашивок в сочетании со звездочками на рукавах для обозначения должности работника.