Автор: Е. Тонких
Расположение: 3 этаж, холл у 304 к.
Передано ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)».
История университета началась в Томске. В связи со строительством Транссибирской магистрали и началом её эксплуатации в апреле 1896 года Государственный совет Российской империи принимает решение учредить Томский технологический институт (ТТИ). 9 октября 1900 года в нём начались занятия. В ТТИ сначала готовили механиков, а затем — инженеров-строителей железнодорожного транспорта.
В июле 1930 года из двух его факультетов был создан самостоятельный вуз — Сибирский институт инженеров транспорта (СИИТ). День его создания и стал днём рождения ОмГУПСа.
СИИТ сделал первый выпуск уже по окончании первого учебного года, так как из Томского технологического института в него перешли не только учёные, педагоги, но и студенты транспортных специальностей. Этот выпуск составил всего 27 человек. СИИТ первоначально состоял из двух факультетов — механического со специальностями:
- тяговое хозяйство;
- проектирование паровозов;
- проектирование вагонов;
- ремонт паровозов и вагонов;
- ремонт и эксплуатация автомобилей и строительного, где были специальности:
- изыскание и постройка железных дорог;
- эксплуатационно-путевое хозяйство;
- мосты и туннели;
- внутренние водные пути;
- безрельсовые пути.
В год образования в СИИТе занималось всего 370 человек, но уже в 1932 году там было 1072 студента. Появились и новые специальности.
1932 года стал ещё одной вехой в истории института: на базе путейско-строительного факультета образован Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, а сам СИИТ преобразован в Томский электромеханический институт инженеров транспорта (ТЭМИИТ). С тех пор и до переезда в Омск институт носил это название.
Вуз получил щедрое наследие от своего родоначальника — Томского технологического института. Это научные, педагогические и гражданские традиции, которые формировались там. В СИИТе и ТЭМИИТе преподавали выдающиеся учёные, как профессор И. Н. Бутаков, которого называли отцом сибирских энергетиков; автор шеститомного «Курса паровозов» Н. И. Карташов, впоследствии заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Работали там профессора С. А. Введенский, Г. В. Ульянинский, А. Д. Еврейсков, который уже в 1930 году обосновал целесообразность электрификации железных дорог Кузбасса. Из Томского технологического пришли и талантливые молодые учёные М. Ф. Карасев, Р. А. Воронов, ставшие со временем гордостью института.
За годы войны институт подготовил 775 инженеров железнодорожного транспорта. Студенты с 8 до 14 часов учились, с 14 до 20 часов работали на заводах, на строительстве подъездных путей. Тэмиитовцы помогали в уборке урожая, в ремонте городской телефонной сети, строительстве эвакуированных в Томск промышленных предприятий. В учебных мастерских было налажено производство корпусов мин, организовали сбор средств на постройку боевого самолёта «Тэмиитовец». Студенты вносили свои стипендии, а преподаватели — зарплату. Всего передали в Госбанк 135 тысяч рублей.
Под руководством профессоров Н. И. Карташова, П. А. Азбукина, доцентов А. Д. Белоусова, А. М. Дядькова, М. Ф. Карасева, В. М. Казаринова, В. А. Кельдюшева, В. А. Шваба, М. Ф. Черкашина, П. И. Михеева и других было выполнено более 100 научно-исследовательских разработок, имевших жизненно важное значение для железнодорожного транспорта и промышленности. 1961 год стал переломным в жизни ТЭМИИТа: чтобы приблизить институт к производству, его перевели в Омск — один из крупнейших железнодорожных узлов страны. Теперь вуз стал Омским институтом инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ).
В этот период во главе его стоял учёный, педагог, руководитель — Александр Александрович Серёгин. Он был ректором вуза с 1953 по 1971 год. За это время был усовершенствован учебный процесс, открылись новые лаборатории, расширились и углубились научные исследования.
В 1990 году в ОмИИТ входили 8 факультетов:
- механический;
- электрического транспорта;
- электротехнический;
- автоматики и телемеханики;
- заочный;
- факультет повышения квалификации инженерных и руководящих кадров железных дорог;
- гуманитарный;
- факультет довузовской подготовки и профориентации.
В ОмИИТе открыт один из первых вузовских вычислительных центров. На 1990 год он был одним из наиболее оснащённых. В институте имелось 27 кафедр. На большинстве из них велись глубокие научные исследования по важнейшим проблемам железнодорожного транспорта. Так, учёные ОмИИТа впервые в СССР создали 12-пульсовый выпрямитель (устройство, преобразующее переменный ток в постоянный с высоким коэффициентом полезного действия).
Новшество оказалось настолько важным, что Министерством путей сообщения было принято решение выпускать его серийно и внедрять на сети железных дорог так же, как и другую разработку — станцию диагностирования вагонов, представленную на ВДНХ СССР и успешно действовавшую в вагонном депо Омск-Пассажирский. Широкое применение в отрасли нашло ещё одно детище омиитовцев — прибор для определения качества работы дизеля тепловоза, давший только за один год экономический эффект около двух миллионов рублей. После получения институтом статуса академии (в 1994 год) транспортная остановка около главного здания академии была переименована городским советом и получила название «Академия транспорта». В 1997 году академия получила статус университета, однако остановка по-прежнему называется «Академия транспорта».
В 2011 году ОмГУПС прошел государственную аккредитацию по специальностям и направлениям подготовки (Приказ Рособрнадзора № 1785 от 28.07.2011). В 2012 году подтвердил свой уровень и получил бессрочную лицензию на образовательную деятельность.
Имеются диссертационные докторские и кандидатские советы, аспирантура. На территории ОмГУПС находится учебный полигон, представляющий собой участок железной дороги (полотно, контактная сеть, стрелки, переезд, сигнальная автоматика и прочие устройства). На рельсах находятся два локомотива (действующие), пассажирский и грузовые вагоны.