Автор: В.В. Загртдинов
Расположение: 4 этаж, коридор у лифтов № 5, № 6
Передано Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" (Упрдор "Волга") история которого берет свое начало с 20 апреля 1943 года, когда приказом НКВД СССР №0114 от 01.04.43г. было создано Управление дороги Горький-Казань для ремонта и содержания автодороги Горький-Казань. Эта автодорога существовала несколько столетий как грунтовый тракт, связывающий г. Казань с Н. Новгородом и Москвой, со времен присоединения к русскому государству Казанского ханства.
Во второй половине XVIII века она была относительно благоустроена и являлась частью "Владимировки", по которой шли под конвоем партии ссыльных и каторжан для отбывания наказания в дальней Сибири. На дороге через каждые 25-30 км были построены почтовые станции для ямщиков и "Этапные пункты" - остроги, где каторжники останавливались на ночлег. Начиная с 1930 года и до начала Великой Отечественной войны, автодорога имела твердое покрытие только в пределах населенных пунктов. С началом Великой Отечественной войны назрела необходимость связать дорогой два крупнейших промышленных центра Поволжья - города Горький и Казань с включением этой дороги в общую сеть Центральной России и ее центром Москвой.
В свете этого, приказом народных комиссаров внутренних дел СССР от 11 августа 1941г. за №0363 было дано задание о приведении в проезжее состояние существующей грунтовой дороги Горький-Казань Постановлением Совета народных комиссаров СССР был определен объем и характер работ по строительству дороги со сдачей всей дороги в постоянную эксплуатацию к 1 декабря 1943 года. Учитывая военную обстановку и жесткие сроки ввода дороги в эксплуатацию, строительство велось параллельно с проектированием. Строительство велось как силами мобилизованного на эти работы местного населения и его тягловой силой, так и заключенными, дислоцированных в лагерях по всему протяжению трассы дороги.
Дорога строилась главным образом из местных каменных материалов с весьма ограниченными средствами и значительными отступлениями от технических нормативов. Земляное полотно имело ширину 10-12 метров и в основном проходило в нулевых отметках. Все мосты и трубы были деревянные.
Особенно следует отметить строительство уникального деревянного моста через реку Суру у г. Ядрина. Это был самый длинный деревянный мост в Европе - 565,5 п.м и был построен в беспрецедентно короткий срок - 2 года.
Спустя несколько лет после завершения войны, последовавшего быстрого развития народного хозяйства и появления на дорогах большого количества автомобильного транспорта автомобильная дорога стала быстро разрушаться, особенно во время весенней распутицы. Целые участки дороги в результате разрушения превращались в грунтовые. Искусственные сооружения также отслужили свой срок. На основании задания Гушосдора МВД СССР №16 от 19 августа 1949г. Союздорпроектом был составлен технический проект капитального ремонта дороги, по новым техническим условиям проектирования и строительства автодорог и строительным нормам. С 1950 - 1951г.г. началась полная реконструкция автодороги Горький - Казань, которая завершилась в 1962 году. К этому времени дорога имела на всем протяжении двухслойное асфальтобетонное покрытие. Все деревянные мосты были перестроены на постоянные. По всей дороге строилось жилье, производственные базы (РММ, АБЗ, конторы, гаражи).
Приказом Минавтошосдора РСФСР №342 от 30.09.1963г. в целях сосредоточения в одном Упрдоре содержания и маршрутного, капитального ремонта (т.е. по сути нового строительства) автомобильной дороги Цивильск-Ульяновск-Сызрань, на Упрдор Горький-Казань было возложено содержание и ремонт этой дороги. Эта дорога представляла из себя ряд отрезков, не связанных между собой и ее еще предстояло построить. Эту задачу было поставлено, Правительством решить к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. С этой задачей дорожники Упрдора Горький - Казань справились. Сквозной проезд по дороге Цивильск-Ульяновск-Сызрань был дан к 20 апреля 1970 года.
В 1970-х годах перед Волжским управлением автомобильных дорог встала другая задача, заключающаяся в проведении капитального ремонта трассы. В первую очередь, намечалось уширение проезжей части дороги с 7 метров до требуемых для II технической категории 7,5 метров, с одновременным уширением земляного полотна и укреплением обочин щебнем. Работы велись по проектам, составленным проектно – сметным бюро Управления дороги. Особое внимание было уделено обустройству примыканий и пересечений. Обустраивались съезды с устройством переходно – скоростных трасс, достраивались автопавильоны. С начала 80-х встала задача по ремонту и строительству мостов. Мосты уже не отвечали требованиям СНиП по габаритам (Г-7 и Г-11,5) и по нагрузкам. В связи с большим масштабом работ к строительству было привлечёно Ульяновское МСУ-18 АО «Автомост». Реконструируется самый напряжённый участок дороги – обход города Ульяновск.
Сегодня ФКУ Упрдор "Волга" обслуживает 1081,4 км автомобильных дорог федерального значения.