Авторы:
Расположение: 6 этаж, коридор у лифтов № 5, № 6
Передано Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства», которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и другими регламентирующими документами, утвержденными Федеральным дорожным агентством "Росавтодор".
Основной функцией учреждения является - оперативное управление автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, повышение их пропускной способности, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по этим автомобильным дорогам, а также их благоустройство.
В состав управления входят следующие филиалы:
- в городе Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика;
- в городе Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика;
- в городе Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания;
- представительство в городе Магас, Республика Ингушетия.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения закрепленных за ФКУ Упрдор «Кавказ» составляет 1840,7 км, проходящих по территории пяти субъектов Российской Федерации: Ставропольский край - 822,3 км; Карачаево-Черкесская Республика - 325,6 км; Кабардино-Балкарская Республика - 379,7 км; Республика Северная Осетия-Алания - 270,4 км; Республика Ингушетия - 42,7 км.
История Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» начинается 14 августа 1954 года, когда по распоряжению Совета Министров СССР № 8925-р на базе построенной автодороги Ростов - Орджоникидзе, принятых автомобильных дорог от Ставропольского «Краевого управления дорог» и УШОСДОРа Грузинской ССР, и приказу Министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР № 548 от 21 августа 1954 года было создано «Управление дороги Ростов - Минеральные Воды - Орджоникидзе».
Основной задачей управления было восстановление разрушенных дорог в годы Великой Отечественной войны в Северо-Кавказском регионе.
После окончания войны Государственный комитет принял постановление о строительстве важнейших дорог: Москва - Симферополь, Харьков - Киев, Москва - Ленинград, Ростов-на-Дону – Орджоникидзе.
В год своего рождения Северо-Кавказская автомобильная магистраль представляла собой дороги: Ростов–на-Дону – Орджоникидзе (721 км) и Пятигорск – Сухуми (352 км). Общая их протяженность составила в то время 1116 км. Они проходили по Ростовской области - 60 км, Краснодарскому краю - 270 км, Ставропольскому краю - 496 км, Грузинской ССР - 126 км, по Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР -76 км.
Для обслуживания данной сети были созданы дорожно-эксплуатационные участки в станице Кущевской, городах Кропоткин, Невинномысск, Нальчик, Карачаевск, поселке Иноземцево и селении Цебельда Грузинской ССР.
В 1958 г был построен участок дороги г. Беслан – г. Грозный, протяженностью 95 км.
Наиболее плодотворным оказался период с 1966 по 1975 года:
- 1966 – 1972 г. автодорога Ростов-Баку, на участке Ростов - Батайск, протяженностью 6,4 км, была перестроена в I-ую техническую категорию и принята в постоянную эксплуатацию Государственной комиссией;
- 1965 – 1968 г. были построены Северо-Восточный и Северо - Западный обходы города Пятигорска, протяженностью 18,7 км;
- 1972 г. была построена вторая полоса дороги Ростов - Баку на участке Баксан - Нальчик протяженностью 14,8 км;
- 1975 году построено 2,2 км обхода промышленной зоны г. Пятигорска;
- 1969 - 1972 г. построены обход г. Дербента, протяженностью 5,43 км со строительством автодорожного тоннеля длиной 281,25 пм;
- 1966 г. производится реконструкция и капитальный ремонт участков дороги с уширением и усилением проезжей части и увеличением габаритов мостов.
Затем в 1980-1990 годах завершилось строительство обходов городов: Баксана в Кабардино – Балкарской Республике и Батайска в Ростовской области, 1-й очереди автодороги Минеральные Воды (Аэропорт) – Кисловодск.
В разные годы в состав обслуживаемой сети вошли автодороги: Астрахань - Элиста - Ставрополь, связывающие Ставропольский край с Республикой Калмыкия; Прохладный – Эльбрус через Баксан, Урвань -Уштулу в Кабардино - Балкарской Республике, Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды, Астрахань – Каспийск – Кочубей – Кизляр - Махачкала, связывающие Ставропольский край с Республикой Дагестан; Владикавказ - Нижний Ларс, Алагир - Нижний Зарамаг, связывающие Россию с Республикой Грузия и странами СНГ.
Наиболее интересным проектом оказалось «Дорога дружбы», так называли магистраль Ростов-на-Дону – Орджоникидзе, которую прокладывали представители всех наций и народностей СССР.
Дорожники обеспечивали бесперебойный проезд в установленные сроки при выполнении ответственных заданий правительства - пропуск сверхнормативных нагрузок: провоз зеркала для солнечной обсерватории в станице Зеленчукской в Карачаево-Черкессии и провоз реактора для завода пластмасс в городе Буденновске, ликвидация последствий ливней, паводков и лавин.
Коллектив дорожников неоднократно выходил победителем во Всесоюзном и республиканском соревнованиях. В Книгу Почета Управления занесено около 500 передовых мастеров дорожного дела.
Так, в 1972 году Постановлением ЦК КПСС Президиума Верховного Совета СССР Совета Министров СССР и ВЦСПС № 850 коллектив был награжден Юбилейным почетным знаком ЦК КПСС Президиума Верховного Совета Министров СССР в честь 50-летия образования СССР.
За успехи, достигнутые в выполнении заданий 9-той пятилетки по развитию дорожного хозяйства, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 13 февраля 1976 года наградил Северо-Кавказскую автомобильную дорогу орденом «ЗНАК ПОЧЕТА». На федеральной дороге «Кавказ» была создана первая камнедробильная база с полуавтоматическим управлением. Здесь впервые была применена и получила признание разметка дорожного покрытия белым щебнем. Впервые в стране была применена газовая обработка минеральных материалов для повышения сцепления с битумом вместо применения поверхностно-активных добавок. Федеральная дорога стала инициатором реорганизации эксплуатационной службы: ДЭУ и ДСР были реорганизованы в 1971 году в 11 ДРСУ. Именно здесь были созданы специализированные бригады и звенья по ремонту и содержанию дорог, что положительно сказалось на качестве работ и повышении производительности труда.
За полвека своей биографии Северо-Кавказская автомобильная дорога пережила несколько реорганизаций: от Управления «Ростов-на-Дону – Орджоникидзе» до ФКУ «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства».
Самые важные структурно-организационные перемены произошли в учреждении в июле 2014 года. Теперь эстафету ответственности за качественные трассы на Северном Кавказе несет «Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства», коротко – ФКУ «Упрдор «Кавказ. Для управления 2014 год стал знаковым, прошел ряд реорганизаций. Но с приходом нового руководителя в столь тяжелое время, организация не просто с успехом выполнила все свои проекты, но и добилась грандиозных результатов.
До недавнего времени Управление обслуживало почти 2,5 тысячи километров федеральных автомобильных дорог, проходящих по семи субъектам Северо-Кавказского Федерального округа - Ставропольскому краю, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Ингушетия, Республике Дагестан и Чеченской Республике. Кроме автодорог, было еще 12 тоннелей и более четырехсот мостов и путепроводов. Территория, подведомственная Управлению, выходила на внутренние и внешние границы с Краснодарским краем, Астраханской областью, с Южной Осетией, Грузией и Азербайджаном.
Большая часть обслуживаемых дорог входила в состав российских транспортных коридоров, по которым интенсивность движения на отдельных участках превышает 25 тысяч автомобилей в сутки.
На сегодняшний день прошла реорганизация дорожной сети Юга России и с наступлением 2015 года ФКУ «Упрдор «Кавказ» передал Управлениям дорог «Каспий» и «Азов» право оперативного управления участками федеральных автомобильных дорог в Чеченской Республике и Республике Калмыкия.
Прием-передача объектов федерального недвижимого имущества проводится согласно распоряжениям Федерального дорожного агентства «Росавтодора». Изменения коснулись также ФКУ «Упрдор «Карачаево-Черкесск»: учреждение ликвидировали, а его персонал и объекты перешли в новый филиал ФКУ «Упрдор «Кавказ», созданный в Черкесске. Также прошла передача в ФКУ «Упрдор «Каспий» еще 3 участков автомобильной дороги протяженностью более 600 км в Дагестане».
На сегодняшний день, благодаря грамотному распределению полномочий и новой системы управления, ФКУ продолжает активную деятельность и выполняет все поставленные задачи вовремя.
На данный момент были завершены работы на самых крупных объектах региона. Так, в 2014 году жители региона проехали уже по современному, совершенно новому Рокскому тоннелю. ФКУ «Кавказ» сегодня активно следит за качеством трасс региона и радует новыми проектами.
Рокский тоннель — автодорожный тоннель через Главный Кавказский хребет на Рокском перевале под горой Сохс между Северной и Южной Осетией на 93-м километре Транскавказской магистрали. Протяжённость тоннеля составляет 3730 метров, протяжённость технической штольни — 3805 метров. На момент сдачи в эксплуатацию Рокский тоннель был самым протяжённым автомобильным тоннелем в СССР. Он расположен на высоте более 2 км над уровнем моря (северный портал — 2040 м над уровнем моря, южный — 2112 метра над уровнем моря).
Сегодня через Рокский тоннель проходит Транскам — одна из важнейших автомобильных трасс юга России, единственная круглогодичная дорога, связывающая напрямую Россию и Южную Осетию, а также самый короткий путь из европейской части России в Закавказье, Турцию и Иран. Трасса начинается в Алагире, идёт через Рокский тоннель к южноосетинскому Цхинвалу, а затем — до грузинского Гори.