Авторы:
Расположение: 8 этаж, холл напротив 802 к.
Передано ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».
Еще в начале ХХ века по инициативе великого князя Александра Михайловича Романова, который является признанным авторитетом в деле становления авиации в России, в Санкт-Петербурге были созданы курсы и школы подготовки летного технического составов. Этот период можно считать началом формирования петербургской школы авиационного образования. Начиная с 1907 г. лекции по воздухоплаванию читались в Петербургском институте инженеров путей сообщения, Политехническом институте, университете.
В 1918 г. в Петрограде были организованы аэротехникум, курсы мотористов авиации, а также школа летчиков-наблюдателей. По инициативе профессоров Н.А. Рынина и А.А. Саткевича в 1920 г. в Петроградском институте путей сообщения был создан факультет воздушных сообщений, первым деканом которого стал профессор Н.А. Рынин.
В конце 20-х годов в Ленинграде создается Учебный комбинат гражданского воздушного флота. В 1930 г. в него из Института инженеров путей сообщения был переведен факультет воздушных сообщений, на базе которых в этом же году организуется Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ).
В преддверии Великой отечественной войны 27 марта 1941 г. приказом наркома обороны СССР было объявлено о создании на базе ЛИИГВФ Военно-воздушной инженерной академии, получившей в настоящее время статус Военного инженерного космического университета им. А.Ф. Можайского.
Таковы исторические корни и предпосылки создания Высшего авиационного училища – Академии – Университета гражданской авиации.
В послевоенные годы начался быстрый рост объемов воздушных перевозок, стремительными темпами шло формирование системы воздушного транспорта и соответствующих авиационных производственных предприятий. Если с 1946-го по 1950 г. ежегодный объем пассажирских перевозок в СССР составлял 119 тыс. человек, в следующем пятилетии – 184 тыс., то в 1961 г. он достиг 5,7 млн человек. Подобные темпы сохранялись в течении 30 лет. Воздушный транспорт стал массовым, а затем и основным видом транспорта по пассажирским перевозкам на большие расстояния. Это вызывало необходимость внедрения реактивной авиационной техники, совершенствования инженерно - технических комплексов, аэродромов бронирования, структуры управления воздушным транспортом. Достижения научно-технического прогресса оказали благотворное воздействие на эти процессы. Стало очевидным, что без подготовки летного, диспетчерского персоналов, организаторов авиационного производства высшей квалификации, решать весь круг этих специфических задач в полном объеме невозможно. В то же время в стране не готовились летные и командные кадры с высшим образованием.
В 1955 году на основании постановления Совета Министров СССР главное управление ГВФ издало приказ о создании Высшего авиационного училища ГВФ (ВАУ ГВФ).
Известный полководец периода Великой отечественной войны главнокомандующий ВВС Советской Армии, дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации, профессор Новиков А.А. был назначен первым начальником училища и посвятил учебному заведению 10 лет своей жизни.
В 1971 году высшее авиационное училище было реорганизовано в Академию гражданской авиации, а в связи с награждением вуза высшей наградой того времени - Орденом Ленина - Академии было установлено наименование: Ордена Ленина Академия гражданской авиации (ОЛАГА).
11 ноября 2004 года на основании решения аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вузу установлен аккредитационный статус университета.
Вуз получил наименование: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) «Санкт - Петербургский государственный университет гражданской авиации» (СПбГУГА).
Ныне в аббревиатуру «ФГОУ ВПО» добавлено слово «бюджетное»: «ФГБОУ ВПО».
За период своей деятельности Университет подготовил для гражданской авиации более 30 тыс. руководителей и специалистов высшей квалификации.
В разные годы Высшее авиационное училище – Академию гражданской авиации – Университет гражданской авиации окончили: министры гражданской авиации СССР: Б.П. Бугаев и Б.Е. Панюков; заместитель министра транспорта Российской Федерации В.М. Окулов; 11 первых заместителей и заместителей министра гражданской авиации СССР А.И. Назаров, А.А. Попов, К.К. Гулаков, В.А. Колосов, И.Ф. Васин, Н.П. Быков, Ю.А. Юркин, Л.В. Ильчук, А.М. Горяшко, А.И. Семенков, Б.Д. Грубий; четыре руководителя федеральных органов ГА (ДВТ Минтранса России, ФАС, ФСВТ): А.А. Ларин, Г.Н. Зайцев, В.В. Замотан, К.К. Рупель; Президент Республики Литва в 2003-2004 гг. Роландас Паксас; 21 начальник главных управлений и управлений центрального аппарата МГА СССР, других федеральных органов государственного управления воздушного транспорта; 52 руководителя территориальных(окружных, региональных, межрегиональных) управлений ГА, а также учебных заведений ГА. Около 5 тыс. выпускников стали руководителями авиапредприятий, авиакомпаний и аэропортов, свыше тысячи – руководителями подразделений и служб управления воздушным движением. Тысячи выпускников отмечены правительственными наградами и нагрудными знаками, более 200 удостоены почетных званий «Заслуженный пилот», «Заслуженный штурман», «Заслуженный работник транспорта», 29 выпускникам присвоено высокое звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда, Героя России.